Дервиши Хаким. Элементы истории и философии (отрывки бесед с С.Айссель)

Во время моего обучения я выбрал в качестве специализации традиционную китайскую медицину, а именно одно из её самых известных направлений на Западе — акупунктуру.

Мой выбор никого не удивил, потому что все знали, что я приверженец Дзен и Чен Йен и внук великого путешественника, попавшего в Китай до революции, знатока даосской культуры, согласно которой он не только оформил дом, но которая была для него также искусством жизни. Он был единственным западным последователем даосского Мастера особой формы эзотерического буддизма — Чен Йен. И я вырос в этой атмосфере и философии. В конце моего обучения медицине я провел отпуск с друзьями моего дедушки, в обществе дервишей Хаким (Врачей), Сабеистов из Кафиристана. Меня сильно заинтересовало их искусство лечения. Для меня не стало сюрпризом, что их терапевтическая система имеет те же принципы, что и традиционная китайская медицина: существовала очевидная разница в форме, но в основе лежало, практически, то же, что доказывало связь с индийскими и тибетскими аюрведическими системами лечений, открывшуюся мне несколькими годами позже. Позднее, изучая историю особого братства сабеистских дервишей Хаким, я понял отношения между двумя культурам. Уже слушая истории дервишей, я был удивлен, при упоминаниях о китайцах в версиях, очень похожих на даосские истории, рассказанные моим дедом.

Это объясняется тем, что сабеистские дервиши Хаким принадлежат к братствам Каландар (Kalandar) и Маламати (Malamati), разбросанным по всему Востоку и Среднему Востоку, от Северной Африки до Китая, арабскому полуострову, России и Индии.

Медицина сабеистких дарвишей Хаким родилась под влиянием доисламской научной медицины и даосской философии, обогащенной эллино-индо-буддийским вкладом...

...Первые мусульманские дервиши, коммерсанты и миссионеры, прибыли на юго-восточные берега Китая в VIII веке. На протяжении следующих веков — в частности в XIII и XIV веках, при династии Юань- усилилось их колониальная активность. В XVII веке при захвате страны Манчжурами они по-настоящему укоренились в Китае. Китайские дервишские братства создались в форме истинного синкретизма, где классицизм конфуцианства смешался с буддийскими и даосскими практиками, чтобы дать рождение подлинному Исламу. Сабеистские дервиши Хаким собрали знания конфуцианства, буддизма и даосизма, чтобы интегрировать их в сабеистскую арабскую медицину.

Эти медицинские знания долго хранились в тайне по причине гонений, которым подвергались сабеистские дервиши Хаким со стороны правоверных религий, в частности фундаменталистов Икван. Одним из самых важных мест изучения сино-дервишской медицины было "Цветущая мечеть«(Hua-SSu) в регионе Лин Сиа(Lin-Hsia), основанном в 1741 и официально принадлежавшем Суфийскому ордену Накшбандия (Naqshbandiya).Однако, большинство дервишей принадлежало орденам Маламати или Каландар. Дервиши этих орденов были странствующими: это объясняет не только их даосские знания, но также их знания буддизма, индуизма и тибетской культуры (древней религии добуддийского Тибета, собранного в монастыре Бон), в основном, передаваемых тайно. Большинство этих дервишей прибывали из Бухары или Самарканда, или же происходили из восточного Туркестана, в середине XVI века части Китайской империи, расположенной на северо-востоке страны.

Сегодня восточный Туркестан является китайской провинцией под названием Синьцзян (Sin kiang). Маламати, как и Каладар, будучи анти-традиционалистскими и инакомыслящими странствующими дервишами, часто были вынуждены скрываться и передавать знания тайно. Они похожи на буддийских монахов или туркских шаманов. Иногда их называют называют «Совершенными». Они были аскетами, как буддисты; то жили в закрытых монастырях, то пускались в странствия. Это объясняет их присутствие в Туркистане и в Афганистане, в особенности, в Кафиристане. Мы встречаем их и на Тибете. Они также были известны как братство Мастеров или Сармунг.

Великий посвященный дервиш, по имени Афаг Хотья (Afaq Khotja), умерший в 1694, в обществе арабских шейхов сабеисткого Йемена, был одним из главных посвященных китайских дервишей. Мастер-основатель ордена Накшбандия, он родился в маленькой деревне Каср-Индуван (Qasr-I Hinduvan) близ Бухары, «Замке Индусов», названной по месту, где обитало много индийских буддистов. Оно стало очень важным местом паломничества, его даже называли Маленькой Меккой. Китайские мусульмане, в частности китайские дервиши, считают, что три паломничества в это место имеют такую же ценность, как паломничество в Мекку