Рудольф Штайнер (нем.Rudolf Steiner)


Среди авторов, исключенных из нашего поля зрения на многие десятилетия,— Рудольф Штайнер — один из самых значительных. В России имя Рудольфа Штайнера вновь стало известным лишь после «перестройки». А в начале ХХ века с ним лично были знакомы представители передового русского дворянства, которых волновали вопросы смысла жизни и судьбы России.

Рудольф Штайнер совершенно выходит за рамки правил и норм своей эпохи. Он «видящий мыслитель». Рациональные мыслители испытывают священный ужас перед его сверхчувствительными откровениями, мистики не знают, как им применить его философскую мысль, церковники пугаются силы его видений, не входящих в ортодоксальные представления. Он говорил языком, который может быть понят лишь тогда, когда за ним следуют другие, умеющие его расшифровывать. Для этого надо самому многое знать и развивать способности, дремлющие в каждом человеке. Область сверхчувственного до сих пор вызывает беспокойство, особенно в научном мире. Рудольф Штайнер стал пионером в области сверхчувственного, не просто раскрыв секреты биоинформационных оболочек нашего тела, но осмыслив и познав дух, создав духовную науку.

Рудольф Штайнер родился 27 февраля 1861 года в местечке Кралевич в Австро-Венгрии. С детства он обладал даром ясновидения, он научился жить в двух мирах: чувственном и сверхчувственном, в котором открывали и проявляли себя духи, действующие в природе, он начал различать вещи и существа, «видимые» и «невидимые» для людей. В пятнадцать лет Рудольф учится в политехническом институте, проявляя интерес к науке: математике, физике, химии. Но как было можно совместить эти механические представления о мире с духовными переживаниями, получаемыми из природы? «Я чувствовал, что должен найти путь к природе, чтобы выработать собственное отношение к духовному миру, который со всей очевидностью стоял передо мной» [Р.Штайнер «Мой жизненный путь».1, с.27]. Таким образом, Р.Штайнер вступил на путь борьбы за новое мышление, которое стало бы средством проникновения в высшие сверхчувственные миры и вместе с тем той опорой, которая давала бы сверхчувственному познанию точность математической истины.

В университете Р.Штайнер активно общался с людьми науки, искусства и религии, которые в ту пору были практически разобщены и становились все более однобокими. Продолжая обучение специальности учителя математики и начертательной геометрии, Рудольф изучал труды философов: Ницше, Гегеля, Шопенгауэра, Канта и др., посещал медицинские лекции, изучая анатомию и физиологию. Углубленно подошел к исследованию естественнонаучных трудов Гете, которым посвятил в общей сложности 15 лет. «С точки зрения эволюционного осознания того, что сделал Гете, его можно назвать Сократом нового времени», — говорил Штайнер. В Гете он видел мыслителя, воззрения которого на природу «вели к переходу от естественных наук к науке о духе».

В 23 года Рудольф работал в качестве домашнего воспитателя ребенка с задержкой развития. В последствии свой опыт и наработки Штайнер обобщил в своем «Лечебно-педагогическом курсе», положившим начало большой работы с детьми и взрослыми, имеющими проблемы в развитии (вальдорфская и лечебная педагогика).

В ранний период своей деятельности Р.Штайнер активно участвовал в научной и художественной жизни Вены, позднее Веймара и Берлина. Человек необычайно широкого круга интересов, он общался со многими выдающимися людьми своего времени. До 36 лет Р.Штайнер работал в гете-шиллеровском архиве в городе Веймар, получил степень доктора философии, издал книгу «Философия свободы», которой придавал всегда особое значение: путь к более высоким формам познания начинается с упражнения и воспитания мышления, которое представляет собой врата к сверхчувственному.

Когда мы хотим понять какой-то бытовой предмет, то мы знаем, что понять его — значит понять его устройство. Например, часовой механизм — это мысль часовщика, объектированная в вещь. Понять эту вещь — значит понятийно извлечь из нее реализованную в ней мысль. Что означает мысленно пережить, понять камень, растение, любой природный факт? Опять же понять их устройство, а значит — опредмеченную в них мысль, но уже не человеческую, а космическую, ту самую, которую мы смутно предполагаем, говоря о «творческих силах природы». Что это такое? «Творческие силы природы, — пишет Р.Штайнер, — это творческие мысли поименных космических иерархий, проявляющихся в явлениях мира».

В 36 лет Штайнер переехал в Берлин, где работал главным редактором «Литературного журнала», а также активно участвовал в «Свободном драматическом обществе», был режиссером целого ряда драм. Преподавал для рабочих «искусство речи» и историю. Журнал Р.Штайнер использовал для знакомства своих современников с духовными импульсами своего духовного опыта, которые считал возможным выразить в открытой форме.

В 1900г. он оставляет работу редактора «Литературного журнала», читает лекции в «Теософском обществе», основанном Е.П.Блаватской еще в 1875г. Через 2 года, по предложению Анни Безант Штайнер становится генеральным секретарем немецкой секции «Теософского общества».

В 1903 г. он основал ежемесячный журнал «Светоносец». Из статей для этого журнала фактически выросло то, что сегодня называется антропософией. Журнал издавался одновременно с обширной лекционной деятельностью в городах Германии, Англии, Голландии, Швейцарии и Франции.

В 1912 г. произошел раскол между Штайнером и теософами. Так как Штайнер опирался на европейскую и христианскую традиции, на современную науку и собственные духовные исследования, он не был теософом — в том смысле, как тогда понимали это слово — приверженцем восточного, англо-индийского оккультизма. Ведь в буддизме, говоря о принципе освобождения, учат бегству от запечатленного в личности индивидуального существа. Антропософия же Штайнера учит, как освободить заключенное в личность индивидуальное Я, чтобы оно стало сознательным инструментом божественной воли при снисхождении от божественного Я к человеческому и от человеческого снова к божественному. Антропософия является мостом между Землей и Божественным, она научает человека познавать себя и мир, подводит его к понятию Божества. Надо отметить, что Р.Штайнер высоко ценил мудрость Востока, но был уверен, что духовное наследие, доносимое азиатской традицией, не в состоянии поколебать естественнонаучный материализм, возобладавший в западной цивилизации. «Мы знаем, как широко распространены различные системы йоги в России и на Западе. При всем уважении к глубине и высокой духовности таких священных текстов Древней Индии, как Бхагавадгита, Упанишады, Веды и другие, к сожалению, для решения европейских проблем от них до сих пор мало пользы. Это же относится к произведениям Конфуция, Лао-Цзы, Рамакришны, Шри Ауробиндо...» Р.Штайнер чтил Восток, но решение западных проблем связывал не с ним.

2 февраля 1913 Рудольф Штайнер основывает самостоятельное антропософское общество. На фоне интенсивной лекционной деятельности продолжаются постановки драм-мистерий, даются первые наставления в области нового искусства—эвритмии. Выходит в свет сочинение «Очерки тайноведения», которое готовилось к изданию более 6 лет. «Очерки тайноведения» были задуманы как учебник, необходимый для развития новых форм мышления. Как секретарь теософского общества Рудольфу Штайнеру помогала Мария фон Сиверс. Затем, уже в антропософском обществе, она вела переписку, протоколы секции, разрабатывала программы путешествий, участвовала в драмах-мистериях. В 1914г. Мария фон Сиверс стала женой Р.Штайнера.

В Дорнахе (Швейцария) в 1913г. началось строительство Гетеанума — здания Свободной высшей школы духовной науки, куда переместился центр антропософской деятельности. Автором проекта и внутреннего оформления здания (эскизов, росписей, витражей, пластических элементов) был Р.Штайнер, называвший Гетеанум «Домом Слова». Р.Штайнер сам разработал планы и модели этого здания, воплотившего гармоничное единение всех искусств. Архитектура Гетеанума воплощала в себе тайны Вселенной, а породы деревьев подбирались по принципу строения скрипки, чтобы Гетенаум воспринимал вибрации всех видов искусств. Это был антропософский центр и в то же время храм. В течение первой мировой войны в Дорнахе был поставлен «Фауст» Гете. Именно в эти годы была развита эвритмия. Известно, что практически достроенное прекрасное здание первого Гетеанума сгорело. Позже, после смерти Штайнера, по созданной им модели на месте деревянного Гетенаума был построен бетонный (1928).

Результатом работы Штайнера в сфере искусства стали постановки четырех написанных им драм-мистерий, появление эвритмии— нового искусства движения, речеобразования и рецитации.

Деятельность Рудольфа Штайнера в последние годы охватывала практически все области жизни человека. Основание Свободной вальдорфской школы в Штутгарте, курсы лекций по естествознанию, медицине и педагогике, основание антропософских обществ в отдельных странах в Германии, Норвегии, Англии, Австрии, Голландии, Швеции, Швейцарии, курсы лекций по педагогике, эвритмии, речи и драматургии, медицине, лекции для священников Христианской общины, сельскохозяйственный курс лекций... На Рождество декабрь-январь 1924г Антропософское общество было коренным образом реорганизовано во Всемирное Антропософское общество со Свободной Высшей школой духовной науки. Рудольф Штайнер берет на себя руководство Обществом и становится его председателем.

Последний год жизни Р.Штайнера отмечен поразительной по своей интенсивности и разносторонности деятельностью. За несколько месяцев до смерти, за 272 дня он прочитает 338 лекций, проведет 68 выступлений и встреч. Он создает макет нового Гетеанума, развивает многие темы, разработанные им ранее, дает новые эзотерические указания для углубления внутренней жизни. Прикованный к постели, он,тем не менее, продолжает работать.

30 марта 1925 г. после хронического переутомления Рудольф Штайнер скончался в своей мастерской в Гетеануме г.Дорнах Швейцария.

В настоящее время издано более 350 томов наследия Р.Штайнера. Основанное Р.Штайнером антропософское движение распространилось во всем мире, внесло качественно новую энергию во все сферы нынешней культуры человечества. Оно живет в вальдорфских детских садах и школах, школах искусств и эвритмических академиях, в лечебно-педагогических учреждениях, фармацевтических фирмах, биологическо-динамическом сельском хозяйстве, исключающим использование химических удобрений и способствующим восстановлению естественного плодородия почвы.

По всему миру работают антропософские клиники и теропойтикумы, представляющие собой форму дневных стационаров, где используются органичное сочетание антропософской медицины и различных видов искусств, ритмического массажа и масленых дисперсионных ванн. На основе медицинских работ Р.Штайнера возникли два совершенно новых вида профессиональной деятельности: лечебная эвритмия и лечебная педагогика.

Поистине жизненный путь Рудольфа Штайнера — это глубочайшая мистерия ХХ века, это путь, который является прообразом нового посвящения.

«Весь мир, кроме человека, является загадкой, а сам человек является ее решением» [Р.Штайнер, «Мой жизненный путь»]. Таким образом, мир может быть познан в той мере, в какой человек познал Самого себя.