Селим Айссель.
Введение в 4-й Путь. Лекция N 1.
От классической психологии Психоантропологию отличает то, что она обращается также и к духовным параметрам человека. В самом деле, кроме изучения самого человека, его интеллектуальных, эмоциональных, физических и психологических механизмов и действий, Психоантропология отвечает на вопрос о его происхождении, его назначении, его смысле жизни, его месте в эволюции вселенной.
При рождении человек не является существом девственно чистым
Существует два типа психологии: один рассматривает человека, который появляется на земле, как совершенно новое существо, другой, напротив, считает его пришедшим из другого мира, который остается лишь определить.
Психоантропология относится ко второму типу. Она считает, что человек рождается не совершенно девственным в своем состоянии, а уже наделенным определенной структурой психики и духа, различной у каждого человека, и различие это, в зависимости от различных теорий, объясняется либо наследственностью, либо случаем, либо повторением, т.е. вечным возвращением человеческого существа, либо возможностью перевоплощения. Изучение Психоантропологии позволит нам понять это различие структур.
Основной принцип: понять, а не поверить
Основным принципом Психоантропологии является то, что речь идет не о вере, а о понимании, причем о понимании в самом возвышенном смысле этого слова, т.е. о понимании не только интеллектуальном - а миром правят различные интеллектуальные теории - а о понимании как о "приятии в себя", о проверке через себя самого. Психоантропология делает двойное предложение: проверить на собственной жизни, верно ли то или иное высказывание. Это касается того, что можно проверить. Что касается остального, его можно принять как исследовательскую гипотезу, как это обычно практикуется в науке. А жизнь, опыт, другие исследования покажут, насколько гипотеза соответствует действительности.
Наука об эволюции человеческого сознания. Человеческое существо: состояние неполной эволюции
Психоантропология это, прежде всего, наука о человеке и об эволюции его сознания. Некоторые назвали ее по-другому - "психо-трансформизм" - понятием, в котором отображается возможность преобразования человеческой природы. В самом деле, одним из великих принципов Психоантропологии является то, что природа оставила человека в состоянии неполной эволюции, но что при этом человек может пойти дальше этого состояния, если он создаст себе средства для этого. В самом деле, Психоантропология не только дает знание, как это делают другие формы науки и познания, она дает человеку возможность продолжить свою эволюцию сверх этого уровня неполного развития, если он этого желает, если он делает для этого достаточно усилий, следуя специально для этого разработанным методам.
Три этапа развития человека. Рождение и утверждение сущности Психоантропология утверждает, что человек рождается с определенной внутренней структурой, которую она называет сущностью, и которую можно назвать его глубинным бытием. Эта сущность сама по себе мало способна эволюционировать. Она несколько утверждается от рождения до одно-, двух- или трехлетнего возраста, в зависимости от человека. Этот период представляет собой первый этап развития человеческого существа.
Развитие личности
Что же происходит после этого первого периода? Родители начинают воспитывать ребенка, т.е. от ребенка требуют перестать быть самим собой, перестать развиваться естественным образом, особенно начиная с того момента, когда отношения между матерью и ребенком перестают быть единственными и когда он начинает вступать в общественные отношения. Тогда прекращает свое развитие сущность и начинает формироваться личность. Начиная с того момента, когда личность начинает расти, сущность перестает развиваться и остается в инфантильном состоянии.
Как определить личность? Личность - это все, что было заложено в человека, начиная с детства и в продолжение последующих лет, все, что привнесено в него воспитанием, различными условиями, а позднее учебой, жизненным опытом, всевозможными испытанными извне влияниями. Под последовательным наложением всех этих наносных слоев, которые постепенно формируют личность, сущность все более и более исчезает и практически не может больше проявиться. Третий этап: развитие сущности. Первый шаг: распознавание личности Психо-Антропология говорит нам, что в жизни человека может наступить момент, когда он вспоминает о существовании чего-то отличного от того, что внешний мир заложил в него, о существовании своей сущности, и когда он решает найти ее. С этого момента начинается второе воспитание, воспитание сущности.
Сущность, как мы видели, полностью закрылась личностью. Поэтому первым шагом должна стать работа по распознаванию этой личности. И поэтому человек, который хочет отыскать свою сущность, должен начать с наблюдения за самим собой, увидеть, что было вложено в него воспитанием, условиями, опытом, всем, с чем он прожил двадцать, тридцать или пятьдесят лет. И когда он проведет это наблюдение, распознает, констатирует, снимет последовательные наносные слои личности, - то, что останется, что не будет им признано как часть его личности, что не связано с привнесенным извне, и составляет его сущность. И тогда он узнает то инфантильное состояние, в котором оставило ее воспитание, когда начало накладывать свой отпечаток на ребенка, т.е. в тот момент, когда начала развиваться личность.
Практическая дорога самопознания
Таким образом, поиск себя начинается с готовности узнать личность и все, что есть в ней искусственного. Это начало настоящей дороги самопознания, но оно должно осуществляться не по одной из существующих многочисленных теорий познания природы человека - психологических, философских, религиозных и даже политических или экономических. Психоантропология предлагает понять составляющие человеческой природы и, сделав это, действовать ясно и четко, что возможно лишь через самонаблюдение.
Этот внутренний путь некоторые называют путем посвящения. В первоначальном значении этого слова, посвященный это тот, кто "открывает дверь", кто начинает, кто в некотором роде возвращается к самому началу. Посвящение это одновременно и возвращение к самому первому движению человека и начало его нового пути.
Смещение центра тяжести от личности к сущности
Начиная с этого момента, в человеке происходит то, что можно было бы назвать переворотом, перемещением его центра тяжести. Вначале, на первом этапе развития человека, создания структуры его сущности, центр тяжести находился в сущности. Затем, на втором этапе его развития, условия, окружение и опыт наложили свой отпечаток на эту сущность, постепенно закрыли ее, стала развиваться личность и именно она стала центром тяжести. Но как только человек начинает осознавать существование своей сущности, она вновь становится центром тяжести.
У некоторых людей второй этап может продолжаться до конца их жизни. Личность становится либо все более и более сильной, либо впадает в состояние застоя - посмотрите вокруг вас, это те люди, которые, достигнув определенного возраста, не узнают ничего нового. В их жизни ничего больше не происходит. Впрочем, нет: есть телевизор. Каждый день новый фильм, новая передача... Но ничего не предпринимается для того, чтобы найти сущность и развиваться.
Психоантропология - это психология возможной эволюции человека, так как эволюция не может происходить сама по себе. От природы человеку не дано познание третьего этапа эволюции. Почему же, в один прекрасный день, человек решает обратиться к пути познания? Одни приходят к этому, потому что понимают, что личность - это нечто искусственное, или потому, что задаются вопросом о смысле своей жизни или жизни вообще; другие из любопытства, третьи потому, что испытывают что-то вроде ностальгии, осознанно или неосознанно, что-то неопределенное где-то в глубине себя, похожее на неудовлетворенность, хотя жизнь их кажется вполне наполненной. Некоторые обращаются к такому учению, как наше, потому что прочитали книгу или статью в журнале. Другие уже искали по всем направлениям и натолкнулись на ограниченность этих поисков. Причины могут быть самыми разными, но все испытывают необходимость встать на путь познания и углубления самого себя и смысла своей жизни. Вот здесь-то и начинается действительное развитие сущности, т.е. то, что в Психо-Антропологии называется вторым воспитанием.
Второе воспитание, воспитание сущности
Первым воспитанием было воспитание личности, которое происходит в обычной жизни и осуществляется самой жизнью. И чем лучше человек узнает жизнь, чем более она богата опытом, тем лучше для него, тем более он способен интегрироваться в семейную, социальную и профессиональную среду. И чем более умным он становится, чем больше встречает людей, чем больше знаний приобретает в самых различных областях - художественной, политической, экономической, религиозной и т.д., тем он более воспитан, тем легче он входит в контакт с различными сторонами жизни, тем более сильной, богатой и цветущей становится его личность, и тем более он приспособлен к обычной жизни. Однако каким бы ни было жизненное воспитание, оно не приближает человека к его сущности. Но верно и то, что чем более богатой и сильной является личность, тем более она позволяет развиваться сущности, поскольку все то положительное, что приобрела личность, станет однажды пищей и для сущности.
Второе воспитание соответствует третьему этапу возможного развития человека, развития сущности, которое может произойти лишь в ущерб личности, поскольку, как мы видели, для роста одной из них необходимо уменьшение другой.
Процесс, который не происходит автоматически и зависит от решения человека
Эта третья стадия не является автоматической, она становится возможной лишь тогда, когда принято соответствующее решение. Это особенный момент, который наступает в жизни не случайно, а требует осознания необходимости такой эволюции. Поэтому он зависит от решения самого человека. У того, кто доволен своей жизнью или идеями, которые он получил в процессе воспитания и своего жизненного опыта, кто довольствуется простым существованием, которое обеспечивает ему его личность, нет никаких причин пускаться на поиски чего-то другого. Тот, кто не знает или не хочет знать о существовании того, что называют сущностью, тоже не встанет на путь познания. Такие состояния существуют и нужно относиться к ним с уважением, именно поэтому Психоантропология обращается не ко всем, а лишь к тем, кто хочет знать больше, кто хочет достичь большего, не только и не столько с точки зрения их личности, сколько с точки зрения их самого глубокого существа, их сущности.
Другой принцип Психоантропологии заключается в необходимости понять различие между людьми. Это различие существует с рождения и будет существовать в течение всей жизни. Признать различие в нашем учении означает проявить самую полную терпимость ко всем, кто думает, чувствует, живет и желает по-другому.
С другой стороны, необходимо понять, что уровень, на котором находится человек, имеет очень мало значения, будь то уровень социальный или интеллектуальный, будь то религиозные убеждения, уровень воспитания или даже политическая принадлежность. Все это относится лишь к личности, все это было привнесено извне и не имеет ничего общего с тем, что находится в глубине человека, т.е. с его истинным существом.
Двойная биография человека
Когда кого-нибудь просят рассказать о своей жизни, о чем он говорит? О дате и месте рождения, о том, где он жил, о своей учебе, о встречах, которые у него были, о своей профессии, о семье, о детях и т.д. ... т.е. о внешних событиях своей жизни. А самая главная сторона его жизни обойдена молчанием: это то, как внутренне были пережиты им все эти события.
На самом деле жизнь состоит из двух совершенно различных течений: с одной стороны, это внешние события - события внешнего мира - с другой стороны, это то, каким образом мы переживаем все эти события, наши состояния души, наш внутренний мир, столь же богатый, что и внешний, состоящий из наших мыслей, чувств, переживаний, желаний, настроений, сомнений... из всего, что живет внутри нас самих. Наша жизнь имеет эти две стороны, внутреннюю и внешнюю, а мы сами имеем как бы двойную биографию.
Источник нашего счастья или несчастья: наше внутреннее состояние.
Так что же делает нашу жизнь счастливой или несчастной? Зависит ли наше счастье или несчастье от внешних событий или от внутренних состояний? Иногда, правда, существует связь между ними, но это не всегда так. Представьте себе человека по натуре веселого, оптимистичного, наделенного духом инициативы: как он реагирует на препятствие или на трудность, которые возникают у него на пути? Изменяют ли они что-нибудь в его внутреннем мире? Проблема не имеет большого значения - если, конечно, это не катастрофа, но катастрофы не случаются каждый день, - он разрешает ее и переходит к чему-нибудь другому... У него, как и у всех, бывают неприятности, но они не омрачают его последующего состояния. И если ему удается дожить таким образом до конца дней своих, можно сказать, что он прожил счастливую жизнь.
Пессимист же, наоборот, всегда чем-нибудь недоволен, все критикует, с трудом преодолевает трудности, еще более усугубляя их своим негативным отношением, и даже если с ним происходит что-нибудь приятное - если это происходит, потому что мы сейчас убедимся, что внутренние состояния влекут за собой некоторые внешние события, - даже тогда он не почувствует себя более счастливым. Придет ли вам в голову мысль пригласить такого человека на ужин, потому что это, как вы считаете, доставит ему удовольствие? Вы прекрасно знаете, что за столом он останется таким же, какой он есть и всегда был...
В: -Да, такого человека вряд ли захочется пригласить...
- За исключением разве такого человека, у которого душа доброго самаритянина... Это, вероятно, и означает - я только что об этом говорил - что мы сами провоцируем то, что с нами происходит. Мы увидим, что это является принципом жизни. В любом случае, вы знаете, что нельзя сделать счастливым человека, у которого всегда найдется повод к критике.
Наблюдение за влиянием внешних событий на наше состояние. Наш внутренний мир захвачен миром внешним. Упражнение, которое можно проделать, состоит в том, чтобы наблюдать за влиянием, которое оказывают внешние события на наше состояние. Утром, когда вы просыпаетесь, попробуйте зафиксировать, в каком внутреннем состоянии вы пребываете, а затем понаблюдайте, удается ли вам сохранить это состояние несмотря ни на что, или это состояние изменяется в зависимости от событий, больших и маленьких, приятных и неприятных, которые происходят с вами в течение дня: чашечка горячего кофе с утра, будильник, который не зазвонил вовремя и из-за этого вы немного опоздали, светофоры, которые все время загораются красным при вашем приближении, лихач, неожиданно "подрезавший" вас, и т.д. ...
Такое наблюдение позволит вам заметить различие между внутренней жизнью и внешними событиями. И тогда вы начнете лучше узнавать себя. В частности, вы увидите ваши отрицательные состояния, как вы нервничаете, когда что-либо вас раздражает - обычно так это формулируется. На самом же деле вопрос следовало бы поставить следующим образом: раздражает ли меня это, или я сам раздражаюсь? Вы сможете заметить, до какой степени иногда мы позволяем внешнему миру вторгаться в нашу внутреннюю жизнь, но также и то, до какой степени мы можем влиять на эту внутреннюю жизнь, а следовательно, и на качество своей жизни. Если мы позволим внешним событиям диктовать нам состояния нашей души, мы будем раскачиваться по воле волн этих событий. Нет никаких причин выходить из себя, раздражаться и настраиваться критически и отрицательно по отношению к событию, нет причин для того, чтобы что-то происходящее во внешнем мире изменяло наше внутреннее состояние.
Внешние события – это зеркало нашего качества бытия
Может быть, тогда мы начнем понимать другой важный принцип Психоантропологии: уровень нашего бытия обуславливает внешние события, и если мы изменим наше качество бытия, мы начнем изменять и события нашей жизни. Наше внутреннее состояние преображает нашу внешнюю жизнь. Жизнь, поток событий, ситуаций будут реагировать на то, что живет внутри нас, и если внутри нас живет уныние, события нашей жизни будут становиться все более и более скучными, как это бывает с пессимистом, брюзгой, человеком, для которого ни у кого не остается желания сделать что-нибудь приятное.
Внутреннее состояние пустоты, которую стремятся заполнить внешними возбудителями: скука
Очень важно понять это различие между внешними событиями и внутренним состоянием, особенно по отношению к тому, что есть в нас отрицательного. Например, в этот вечер кто-то из вас еще чувствует себя в хорошей форме, кто-то уже устал, а кому-то просто скучно. Скука - это замечательный пример тесной связи между внешними событиями и внутренним состоянием. Скука - это состояние души, чувство, которое живет в нас. Однако скучать может лишь тот, у кого недостаточно богат внутренний мир. Тому, у кого богатая внутренняя жизнь, никогда не бывает скучно, какими бы ни были внешние события или место, в котором он находится. Скука - это показатель бедности внутреннего мира. И если в так называемых цивилизованных странах все больше и больше становится людей, которым скучно, то это потому, что все менее богатым становится их внутренний мир. Вот почему они пребывают в постоянном поиске внешних возбудителей: ходят по магазинам, встречаются с людьми, занимаются спортом, организуют всяческие развлечения... Но как только перестает действовать один возбудитель, требуется другой. Правда, научно-технический прогресс изобрел чудодейственное лекарство: телевидение (с иронией). Поскольку внутренняя жизнь бедна, пуста, ее заполняют: нажимаешь на кнопку, а там всегда что-нибудь происходит, и весь мир, который не удалось создать внутри себя, проходит перед глазами на экране телевизора. Садишься напротив, и жизнь продолжается. Жизнь вполне конкретная, полная приключений!.. Жизнь по доверенности, столь же пустая, как и внутренняя жизнь... Поскольку человек уже не в состоянии жить настоящими эмоциями, настоящими мыслями, их для него создают искусственно. И когда он не смотрит телевизор, он идет побегать, или ссорится со своим соседом, мужем или женой, словом, ему нужно, чтобы что-нибудь происходило. И когда однажды он подойдет к концу своей жизни, позади останется лишь прожитая им внешняя жизнь, состоящая главным образом из перемещений - от Болеарских островов до Кора или Мак Дональда - прерываемых временем отдыха, проведенным перед телевизором.
А как же сущность, во что она превратится? Атрофируется или будет сведена к нулю... Такие люди доказывают утверждения тех, кто говорит, что человек рождается, умирает и исчезает. Очевидно, что если за всю жизнь ничего не создано, в конце жизни ничего и не остается, и материалисты правы, когда говорят, что ничто не выживает.
Путь самопознания ведет к другому, прежде всего к познанию в себе самом этой сущности, а затем, при наличии определенных средств, и к ее развитию. Тогда к концу своей жизни человек подходит не пустым. Вот что предлагает это учение: позволить человеку развивать свою сущность, с тем, чтобы придать своей жизни смысл.
Вопросы
В: Может ли человек иметь только одну или несколько сущностей?
- Сущность одна, в отличие от личности, которая не единственна, как это обычно представляется. Например, утром, когда звонит будильник, кто-то внутри вас говорит: "Сейчас я встану и пойду на работу", кто-то другой устал и хотел бы остаться в кровати, а третий говорит: " Если я буду слишком медленно собираться, я опоздаю, и мой начальник будет недоволен..." Сущность единственна, личность множественна.
В: Является ли астрологический знак частью сущности?
- Астрологический знак характеризует одновременно часть сущности и большую часть личности.
В: Можно ли иметь большое внутреннее богатство и одновременно маловыраженную личность?
- Есть люди, которые, с точки зрения своей личности, приняли решение никогда не самоутверждаться и которые, тем не менее, имеют высокоразвитую личность, но не в смысле борьбы или утверждения по отношению к другим. Есть такие, у которых сильная личность, и такие, которые меняются в зависимости от обстоятельств. Чем более у человека выражена личность, тем легче его описать. Есть люди, которых описать невозможно, они как все. И таких людей будет все больше и больше. Все будут получать одинаковые изображения, одну и туже информацию...
В: Связана ли харизма человека с его сущностью?
- Она может быть связана с его личностью. Личность может быть харизматической, гениальной, наделенной великими качествами, которые не имеют ничего общего с сущностью. Впрочем, большинство людей пользуются в своей жизни качествами не сущности, а личности. Оденьте кого-нибудь в белое, заставьте совет кардиналов выбрать его, поместите его на балкон на площади Святого Петра в Риме, и, ничего собой не представляя, он получит харизму, которая связана не с его сущностью, а со всем, что в него было вложено. Очевидно, что с таким же успехом речь может идти и о ком-то, наделенном весьма большой и сильной сущностью. Но для людей важен внешний вид вещей. Посмотрите сами на себя: когда кто-нибудь, очень хорошо одетый, приезжает на большом Мерседесе, вас это впечатляет... Правда, не всех... Кого-то впечатлит проходящий мимо военный, кого-то мэр... Ваше внимание привлекает внешний вид. Однако, это всего лишь фасад. Психоантропология предлагает заглянуть за этот фасад, пойти дальше, разоблачить его сначала, а затем признать то, что есть в нем полезного, и отбросить все остальное.
Предлагаемое практическое упражнение: понаблюдайте за собой и попытатесь увидеть, как внешние события влияют на наше внутреннее состояние, четко отделяя внутреннюю жизнь от внешних событий.